top of page

К 155-летию Великого русского артиста. Роман Борисович Аполлонский


Будущий великий русский актер императорской сцены родился 1 октября 1862 года в Милане у придворной танцовщицы Евдокии Аполлонской. Восприемниками младенца были три знатные итальянца: в отцовстве подозревался знаменитый итальянский певец Энрико Тамберлик, и по последующей легенде даже государь-император.

До 8 лет мальчик жил в Милане. Приехав в Россию в 1871 году, он был зачислен в театральный пансион, где его одноклассниками стали внебрачные дети Великого Князя Николая Николаевича от балерины Читау.


Милан. Ла Скала.

По окончании училища, имеющий задатки оперного певца и приятный баритон — Роман Аполлонский поступил в труппу Мариинского театра, но в 1881 году перешел в Александринский театр. Ему, конечно, пришлось поработать в массовках, с «головкой сахара» — в Ревизоре, но уже через несколько лет, обладавший внешностью и способностью двигаться на сцене, юноша легко овладел амплуа «героев-любовников». В 1885 году по указанию «сверху» был расторгнут контракт с Мариусом Петипа и его роли перешли к неизвестному публике 23-летнему Роману Аполлонскому. Не в силах сразу же занять сценическое место столь известного предшественника, повторяя его роли Аполлонский, нашел свой стиль их воплощения. В паре с Комиссаржевской у него был лучший Чацкий и самый неожиданный князь Мышкин.

Оправдывая свою фамилию пониманием искусства «от Бога», новый премьер сцены постепенно завоевывал популярность; не менее таланта ему сопутствовала молва — сокрушителя сердец. В те годы театр был связан с тонкой материей сексуальности, ощущавшейся за кулисами и в партере. После каждого гастрольного спектакля в гримерку к Аполлонскому являлись: какая-нибудь дочь градоначальника, жена чиновника или мать многодетного семейства. Имелось даже два случая застрелившихся от ревности мужей. Таская за собой опереточный обоз солиста, труппа сокрушалась, но и Варламов, и Комиссаржевская понимали, что скандальная слава Романа способствует аншлагу. Толпу поклонниц отрезвила женитьба на Инне Стравинской. В 1907 году у них родилась дочь, крестной матерью которой, стала знаменитая прима — Савина.

В противоположность экспериментам Романа Борисовича, занятой семейными хлопотами, супруге все чаще выпадали роли второго плана. В те годы Александринка состояла из первоклассных талантов, но ее репертуар представлял курьезную программу: бытовые комедии, мелодрамы, водевили. Филигранное мастерство Аполлонского «рефлексировало подобно универмагу, а красота губила его, как актера» — писали критики. В исключительной красоте его синих глаз и фигуры, по-видимому, заключался успех человека, успевшего довольно скоро стать заслуженным артистом Императорских театров. Роман Аполлонский любил огромные бифштексы, клубную жизнь, скачки, но, когда в самый пафосный период ему предложили сыграть роль Федора Протасова в «Живом трупе», — артист вновь потряс зрительный зал психологической остротой игры. Особенно, действию добавлялось вкуса — в комедийных моментах. Известный критик, князь Сергей Волконский, сожалел, что: «Аполлонский на сцене мало пользуется тем милым оттенком юмора, который составляет его личную черту».


В 1900-е годы с Романом Борисовичем было связано два театральных скандала. Спустя несколько лет после легендарного провала «Чайки» в Александринке, Аполлонский дал журналистам несколько сочных интервью. Он высоко ценил Чехова, как художника слова, но называл его «вагонным писателем». В остроумной критике могли звучать и нотки собственных разочарований — в 1896 году Аполлонский опубликовал сборник стихов, достаточно посредственных для тех лет. Разбрасываясь такими рифмами, как: «лазури – бури», актер не удержался, чтобы не воспеть «безвестного певца померкнувший очаг» и другие куртуазные рудименты уходящего века.

В 1908 году одним из режиссеров Александринки стал Мейрхольд. Не любивший авангард, Аполлонский, вместо того, чтобы отказаться от участия в гамсуновской пьесе «У царских врат» — нарочно «переиграл» свою роль. По разным причинам смелый замысел режиссера был провален. Мейрхольд затаил обиду, которую не посмел высказать заслуженному артисту Императорских театров, Роман бы вызвал его на дуэль. В антракте, добродушно отбиваясь от замечаний коллег, он с воодушевлением признавал, что специально вышел на сцену в типаже балаганного «пшюта». Продолжая и в дальнейшем считать Мейерхольда, развращающим молодые таланты, кумир толпы и женщин не раз обзывал его искусство «мейерхольдовщиной и распутинщиной».

Когда Аполлонскому исполнилось пятьдесят, он стал отказываться от проходных ролей и увлекся общественной жизнью. Не только в театре, но и в полюбившейся ему с 1904 года дачной местности Вырица-Поселок, он принял участие в строительстве часовни, церкви-школы, используя имя семейного дуэта Аполлонский-Стравинская, в качестве непревзойденной рекламы для сбора средств на благотворительность. После женитьбы в нем усилилась великорусская религиозность, вылившаяся в бесконечное противостояние «тихоновской» секте в поселке. Разные такие истории, выдвинули его на общественный пост заступника за бывшие императорские театры.

После отречения Николая II, Аполлонский был избран председателем актерского профсоюза и приглашен на беседу к председателю Государственной думы Родзянко, но наступало время Мейерхольда, и Аполлонский почти прекратил выступать, довольствуясь при большевиках зарплатой заведующего бутафорией. В 20-е годы, изредка появлявшийся на сцене Аполлонский снялся в нескольких немых фильмах. Чуть позже он стал старостой театральной церкви на Фонтанке. 19 августа 1928 года он был похоронен монашеским чином. После чего семья великого артиста была репрессирована. 16 лет лагерей получила его супруга актриса Инна Стравинская, перед войной была посажена дочь и расстрелян необыкновенно одаренный сын Никита Романович.

Сохранившаяся дачная усадьба была в 1917 году была продана новому владельцу, который был в сталинские годы репрессирован. Пережила ужасы и сама усадьба. Конфискованная в пользу трудового народа она стала штабом местного лесничества. Один ее корпус сгорел, а с 1990 гг. заброшенная, - размещала в себе только постояльцев сезонных работ. Открытая с тех пор для проезда, в противовес приватизированным берегам, она стала дорогой в туристический прекрасный лес. Исторически расположенные могилы красноармейцев дополняли эту историю России в 20 веке. И как! Гостями дачи Аполлонского-Стравинской были Комиссаржевская, композитор Стравинский, Шаляпин, Савина приезжала крестить дочь актерской четы. В годы оккупации неподалеку от дачи за мостиком справа погибли семь девушек разведчиц – настоящие «А зори здесь тихие-2» и фильм «Поп». Места эти воспетые Александром Кушнером: «Верю я в Бога или не верю в Бога. Знает об этом вырицкая дорога» им не единожды, потому что рядом дачная обитель великого поэта. С середины прошлого века эти красивые берега привлекали туристов, художников, охотников по перу и горожан одетых цивильно.

Однако, когда в 1990 гг. Вырица пошла в разнос, к продаже лесопарка присматривались и вырицкие маклеры. Несмотря даже на то, что в 1970 гг., пятна застройки дачами подразумевали пропуск пары соток для оздоровительного леса, бывший мэр Вырицы Терешкин разделал эти кварталы в 2013 г. под орех.

Вряд ли этот проект «Экатон» был его инициативой и привилегией? Нервничая, Терешкин однажды сказал: «Ну, давайте я выделю 20 соток под музей». Думаю, при его чувстве юмора это было что-то в этом роде. Арестованный за самоуправство самим Александром Бастрыкиным, он был обвинен в хищении на сумму 50 млн. рублей, что преувеличено, но от проектов «скушать» приятный взорам Лесопарк маклеры на время отступили.

В настоящее время, мы с прискорбием узнаем, что б. усадебный дом Аполлонского по адресу станция Поселок Декабристов 1, вместо того чтобы стать памятным местом, пусть даже в закрытом к посещению виде, продан со всеми службами и старинными берегами за какие-то долги Лесничества. Словно государство у нас подобно карточному притону.

Раз отобранная у людей большевиками, усадьба, наконец, не нужна? - оставьте для прогулок людям, верните потомкам репрессированных владельцев. Передайте Государственному Театральному музею, наконец, -где много вещей с той дачи, завещанной генеральской дочерью Инной Стравинской перед арестом. Вы это не покупали, не строили, и раз отобрали «для народа» — верните в казну!

Огромную ответственность в уничтожении вырицкой старины кроме администрации годами несут две темные личности. Это архитектор Вырицы, при котором вместо старорежимного модерна возникли уродливые рынки, бассейны со сливом в Оредеж и пр. И начальник районной культуры Хачик Мкртчян, чье правление опустила научную жизнь сих замечательных мест до уровня сельских посиделок под фонограмму.

Вероятно, трудно будет спасти дачу Аполлонского-Стравинской. В год, объявленный эрой туризма она будет уничтожена, потом придет и очередь лесопарка за Онзой. Пора уезжать на родину Аполлонского в Милан.


По поручению дачников — Андрей Барановский

Последние записи
Архив
Поиск по тэгам
Подписывайтесь!
  • Вконтакте B App Icon
bottom of page